Объяснение Символа веры

ОБЪЯСНЕНИЕ СИМВОЛА ВЕРЫ

Символ Веры – это краткое и точное изложение всех истин христианской веры, составленное и утвержденное на I и II Вселенских Соборах в IV веке.

Весь Символ Веры состоит из двенадцати частей, и в каж­дой из них содержится особая истина, или, как еще называют, дог­мат нашей Православной веры.

на церковнославянском языке: на русском языке:
1. Ве́рую во Еди́наго Бо́га Отца́ Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. 1. Ве́рую во Еди́наго Бо́га Отца́ Вседержи́теля, Творца́ Не́ба и земли́, всего ви́димого и неви́димого.
2. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́ Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, не сотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. 2. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́ Сы́на Бо́жия, единственного, от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех веков; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинного от Бо́га и́стинного, рожде́нного, а не сотворе́нного, единосу́щного с Отцем, и Которым все сотворено.
3. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшегося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася 3. Ра́ди нас людей и ра́ди на́шего спасе́ния сше́дшего с небе́с и воплоти́вшегося от Ду́ха Свя́того и Мари́и Де́вы и вочелове́чившегося.
4. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша и погребе́нна. 4. Распя́того же за нас  при Понтии Пила́те, и страда́вшего и погребе́нного.
5. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. 5. И воскре́сшего в тре́тий день по Писа́ниям.
6. И возше́дшаго на небеса́ и седя́ща оде́сную Отца́. 6. И вознесшегося на небеса́ и сидя́щего по правую сторону Отца́.
7. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. 7. И снова гряду́щего со сла́вой суди́ть живы́х и ме́ртвых, Ца́рству Которого не бу́дет конца́.
8. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода Животворя́щего, И́же от Отца́ исходя́щего, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшего проро́ки. 8. И в Ду́ха Святого, Го́спода Животворя́щего, исходя́щего от Отца́, Которому поклоняются и славят одинаково с Отцом и Сы́ном, говорившего через проро́ков.
9. Во еди́ну, Святу́ю, Собо́рную и Апосто́льскую Це́рковь 9. Во еди́ную, Святу́ю, Собо́рную и Апосто́льскую Це́рковь.
10. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. 10. Испове́дую одно креще́ние во оставле́ние грехо́в.
11. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых 11. Ожидаю воскресе́ния ме́ртвых
12. и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь. 12. и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

1. Веровать в Бога — значит иметь жи­вую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и верить, что, кроме Него, нет иного Бога.

Бог есть един по существу, но троичен в Лицах (Ипостасях): Отец, Сын и Святой Дух, Троица Единосущная и Нераздельная.

В Символе Веры Бог называется Вседержителем, по­тому что Он все содержит в Своей власти и всем в мире управляет.

Слова Творца Небу и земли, видимым же всем и невидимым означают, что все сотворено Богом из ничего, одним Его словом, и что Он Тво­рец всего, что мы видим, и всего, чего мы не можем видеть глазами, например, бесплотных Ангелов и душ человеческих.

2. Сыном Божиим называется Второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Он на­зван Господом, потому что Он есть Истинный Бог, ибо Имя Господь есть одно из Имен Божиих. Когда Сын Божий для спасения людей стал человеком, Он был назван при рождении Иисусом, что означает Спаситель. Христом, то есть Помазанником, Он назван потому, что так издавна называли царей, первосвященников и пророков, кото­рых помазывали маслом перед началом их служения в знак подаяния им особой Божией благодати дара Святого Духа. Иисус назван Христом потому, что Он в полной мере имеет все дары Духа Свято­го.

Иисус Христос называется Сыном Божиим единородным, потому что Он только один есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и другого подобного Ему Сына по естеству у Бога Отца нет и не может быть. Он рожден от Бога Отца без матери прежде всех век, то есть прежде сложения мира, от вечности.

Слова Света от Све­та некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый по существу вечный Свет. Слова Бога Истинна от Бога Истинна взяты из Священного Писания: Знаем также, что Сын Бо­жий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5: 20).

Слова рожденна, несотворенна прибавле­ны святыми отцами Вселенского Собора для обличения Ария, кото­рый нечестиво учил, что Сын Божий не Бог Творец, а только одно из творений Божиих. Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом. Слова Имже вся быша показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечной премудростью Своей и вечным Словом Своим.

3. Нас ради человек; и нашего ради спасения — Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю не для одного какого-либо народа, а для спасения всего рода людского. Сшедшаго с Небес, и воплотившагося — Сын Бо­жий вездесущ и потому всегда есть и на Небе, и на земле, но на земле Он стал видим, лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть при­нял на Себя плоть, естество человеческое и сделался человеком, не переставая быть Богом. От Духа Свята и Марии Девы — воплощение Христово совершилось действием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девой прежде зачатия, так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении пребыла Девой. Слово вочеловечшася прибавле­но, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного человека, состояще­го из тела и души, во всем подобного нам, кроме греха.

4. Иисус Хри­стос был распят за нас — Он крестной смертью Своей избавил нас от греха, проклятия и смерти. Слова при Понтийстем Пилате указы­вают на время, когда Он был распят. Понтий Пилат — римский пра­витель Иудеи, которая была покорена римлянами. Слово страдавша прибавлено, чтобы показать, что распятие Его было не одним видом страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучители, но под­линное страдание и смерть. Он страдал и умер не Божеством, а как человек, и не потому, что не мог избежать страдания, а потому, что хотел пострадать за нас. Слово погребен удостоверяет, что Он дей­ствительно умер, ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу и запечатали гроб.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием — Господь наш Иисус Христос силой Божества Своего воскрес из мертвых на третий день после Своей смерти. Слова по Писанием означают, что Иисус Христос умер и вос­крес так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета.

6. И возшедшаго на Небеса — в сороковой день по Своем воскресении Он восшел, вознесся на Небо с пречистой Своей плотью. Слова седяща одесную, то есть сидящего с правой стороны, надо понимать ду­ховно. Они значат, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым — снова, в другой раз придет Он, при конце мира сего, на землю, во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним. Он придет, чтобы судить всех людей, воздать каждому по делам его; судить как тех, ко­торые доживут до того страшного дня, так и всех умерших от века, которые тогда воскреснут. Егоже Царствию не будет конца — Цар­ству Христову, Царству Небесному, Царству Славы не будет конца.

8. Дух Святый называется Господом, потому что Он, как и Сын Божий, Истинный Бог. Дух Святой называется Животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает творениям жизнь, людям же в том числе и духовную: …если кто не родится от воды и Духа не может войти в Царствие Божие (Ин. 3: 5). Дух Святой исходит от Отца, как говорит об этом Сам Иисус Христос: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15: 26).

Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное с Отцом и Сыном. В Символе Веры сказано, что Дух Святой глаголал через пророков — это основано на словах апостола Петра: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1: 21). Причастным Духу Святому можно сделаться через церковные Таинства и усердную молитву: Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11: 13).

9. Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь — Господь основал Церковь Свою, или обще­ство, собрание истинно верующих в Него, живых и умерших, и Ан­гелов. Церковь эта есть Едина, как один Христос, одна вера. Церковь Святая, потому что может, вследствие святости своей Главы, Христа, и по силе Его крестной жертвы, освящать, делать святыми, через святые Таинства, всех, принадлежащих к ней. Церковь Соборная, или, что то же, Кафолическая, или Вселенская, потому что она не огра­ничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включа­ет в себя истинно верующих всех мест, времен и народов. Церковь Апостольская, потому что к ней принадлежали сами апостолы, и она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа. Истинная Церковь называется также Православной, то есть правоверующей.

10. Крещение — это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении в воду, с призы­ванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плот­ской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а родится человек единожды, потому и крестится только один раз в жизни. Кроме Крещения в Церкви существуют и другие Таинства: Миропомазание, Таинство покаяния, Причащение, Соборование, Венчание, Священство.

11. Воскресение мертвых — это действие всемогущества Божия, по которому при конце мира все тела умерших людей, соединясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны.

12. Жизнь будущаго века — это нескончаемая, вечная жизнь, которая будет по­сле воскресения мертвых и всеобщего Суда Христова. Слово аминь, завершающее Символ Веры, означает истинно так.

Церковь хранит Символ Веры с апостольских времен и будет хранить его вечно. Свя­тые отцы, составившие Символ, запретили что-либо убавлять или добавлять к нему.

 

Для более подробного изучения Символа веры можно обратиться к книгам:

  1. Свт. Филарет (Дроздов). Катехизис.
  2. Свт. Николай Сербский. Во что мы верим? Объяснение Символа веры. – Клин, 2009.
  3. Свт. Кирилл Иерусалимский. Беседы огласительные и тайноводственные.

Листовка составлена по материалам брошюры: О Таинстве Крещения. – Минск: изд. В.П. Ильин, 2011.

просмотров (3583)