Таинство Покаяния (Исповеди)

О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ (ИСПОВЕДИ)

 Таинство святого покаяния имеет основную цель — пробудить наше ду­ховное сознание, открыть нам очи на самих себя, опомниться, глубоко понять, в каком губительном состоянии находится наша душа, как необходимо искать спасения у Бога, просить слезно и сокрушенно прощения наших бесчисленных грехов перед Ним. Господь Иисус Христос ждет от нас преискреннего сознания наших отступлений от Его святой воли и смиренного обращения к Нему, как недостойных Его рабов, много прегрешивших и оскорбивших Его Божествен­ную любовь к нам.

Нам нужно помнить и глубоко верить в бесконечное милосердие Божие, простирающее свои объятия каждому обращающемуся грешнику. Нет греха, которого Бог по Своему неизреченному милосердию не простил бы человеку, явившему чистосердечное раскаяние в своих грехах, твердую решимость ис­править свою жизнь и не возвращаться к прежним согрешениям.

Приступая к исповеди, будем молить Бога, чтобы Он Своей всемогущей помощью отверз нам двери покаяния, примирил и соединил с Собою, даровал Духа Святаго для новой и обновленной жизни.

Возлюбленные о Христе братие и сестры! Готовясь приступить к велико­му таинству святой исповеди, взирая на милосердие Божие, спросим самих се­бя, оказали ли мы милосердие ближним, со всеми ли примирились, не имеем ли в сердце своем вражды на кого-либо, вспомнив заветные слова Святого Еван­гелия: «аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14). Вот условие, которое должны мы понять и соблюсти в спасительном деле святого покаяния.

Жизнь человеческая настолько разнообразна, настолько таинственна глу­бина нашей души, что трудно даже перечислить все прегрешения и грехи, ко­торые мы совершаем. Поэтому, приступая к таинству святой исповеди, полезно напомнить себе об основных нарушениях нравственного закона Святого Еван­гелия. Внимательно будем проверять свою совесть и каяться о своих согреше­ниях пред Господом Богом.

Согрешили несохранением обетов, данных нами при крещении, но во всем солгали и преступили, и непотребными себя соделали пред лицом Божиим.

Согрешили маловерием, неверием, сомнением, колебанием в вере, за­медлением в помыслах, от врага всеваемых, против Бога и Святой Церкви, ко­щунством и насмешками над святыней, сомнением и вольным мнением, суеве­рием, гаданием, самонадеянностью, нерадением, отчаянием в своем спасении, надеждою на самих себя и на людей более, чем на Бога, забвением о правосу­дии Божием и неимением достаточной преданности воле Божией.

Согрешили непокорностью к действиям промысла Божия, упорным жела­нием, чтобы все было по-нашему, человекоугодием, пристрастной любовью к твари и вещам. Не старались познавать волю Божию, не имели благоговения к Богу, страха пред Ним, надежды на Него, ревности о славе Его, ибо Он прославляется чистым сердцем.

Согрешили неблагодарностью к Господу Богу за все Его великие и непре­станные благодеяния, в изобилии изливаемые на каждого из нас и в целом на | весь человеческий род, непамятованием о них, ропотом на Бога, малодушием, унынием, ожесточением своего сердца, неимением к Нему любви и неисполне­нием Его святой воли.

Согрешили порабощением себя страстям: сладострастию, корыстолю­бию, гордости, лености, самолюбию, тщеславию, честолюбию, любостяжанию, чревоугодию, лакомству, тайноядению, объядению, пьянству, пристрастию к играм, зрелищам и увеселениям.

Согрешили божбою, неисполнением обетов, принуждением других к бож­бе и клятве, неблагоговением к святыне, хулою на Бога, на святых, на всякую святыню, кощунством, призыванием имени Божия всуе, в худых делах, желани­ях, мыслях.

Согрешили непочитанием праздников церковных, не ходили в храм Божий по лености и нерадению, в храме Божием стояли неблагоговейно; согрешили разговорами и смехом, невниманием к чтению и пению, рассеянностью ума, блужданием мыслей, суетными воспоминаниями, хождением по храму во вре­мя богослужения без нужды; выходили из храма до окончания службы, в нечис­тоте приходили в храм и прикасались к святыням его.

Согрешили нерадением к молитве, оставлением чтения Святого Еванге­лия, Псалтири и других Божественных книг, святоотеческих поучений.

Согрешили забвением грехов на исповеди, самооправданием в них и умалением их тяжести, сокрытием грехов, покаянием без сердечного сокруше­ния; не прилагали старания о должном приготовлении к причащению Святых Тайн Христовых, не примирившись со своими ближними приходили на испо­ведь и в таком греховном состоянии дерзали приступать к Причастию.

Согрешили нарушением постов и нехранением постных дней — среды и пятницы, которые приравниваются к дням Великого поста, как дни воспомина­ния страданий Христовых. Согрешили невоздержанием в пище и питии, не­брежным и неблагоговейным осенением себя крестным знамением.

Согрешили непослушанием начальству и старшим, самонравием, самочинием, самооправданием, леностию к труду и недобросовестным исполнени­ем порученных дел. Согрешили непочитанием родителей своих, оставлением молитвы за них, непочитанием старших себя по возрасту, дерзостью, своенра­вием и непокорством, грубостью, упрямством.

Согрешили неимением христианской любви к ближнему, нетерпеливо­стью, обидчивостью, раздражительностью, гневом, причинением вреда ближ­нему, драками и ссорами, неуступчивостью, враждою, воздаянием злом за зло, непрощением обид, злопамятством, ревностию, завистию, зложелательством, мстительностью, осуждением, оклеветанием, лихоимством.

Согрешили немилосердием к бедным, не имели сострадания к больным и калекам; согрешили скупостью, жадностью, расточительностью, корыстолюби­ем, неверностью, несправедливостью, жестокосердием.

Согрешили лукавством в отношении ближних, обманом, неискренностью в обращении с ними, подозрительностью, двоедушием, сплетнями, насмешка­ми, остротами, ложью, лицемерным обращением с другими и лестью, человекоугодием.

Согрешили забвением о будущей вечной жизни, непамятованием о своей смерти и страшном суде и неразумной, пристрастной привязанностью к земной жизни и ее удовольствиям, делам.

Согрешили невоздержанием своего языка, пустословием, празднослови­ем, смехотворством, рассказывали анекдоты; согрешили разглашением грехов и слабостей ближнего, соблазнительным поведением, вольностью, дерзостью.

Согрешили невоздержанием своих душевных и телесных чувств, при­страстием, сладострастием, нескромным воззрением на лиц другого пола, вольным с ними обращением, блудом и прелюбодеянием, различными плот­скими грехами, излишним щегольством, желанием нравиться и прельщать дру­гих.

Согрешили неимением прямодушия, искренности, простоты, верности, правдивости, уважительности, степенности, осторожности в словах, благора­зумной молчаливости, не охраняли и не защищали честь других. Согрешили неимением любви, воздержания, целомудрия, скромности в словах и поступках, чистоты сердца, нестяжательности, милосердия и смиренномудрия.

Согрешили унынием, тоской, печалью, зрением, слухом, вкусом, обоняни­ем, осязанием, похотью, нечистотой и всеми нашими чувствами, помышлениями, словами, желаниями, делами. Каемся и в прочих наших грехах, которые из-за беспамятства нашего мы не помянули.

Каемся, что прогневали Господа Бога нашего всеми своими грехами, ис­кренно об этом жалеем и желаем всевозможно воздерживаться от грехов на­ших и исправляться.

Господи Боже наш, со слезами молим Тебя, Спаса нашего, помоги нам утвердиться в святом намерении жить по-христиански, а исповеданные нами грехи прости, яко Благ и Человеколюбец. Грехи, исповеданные и разрешенные ранее, называть на исповеди не следует, ибо они уже прощены, но если мы их снова повторяем, то нужно в них снова каяться. Каяться нужно и в тех грехах, которые были забыты, но вспомнились теперь.

Говоря о грехах, не следует называть имена других лиц — соучастников греха. Таковые должны сами раскаяться за себя.

Навыки ко греху искореняются молитвой, постом, воздержанием, добры­ми делами[1].

К последнему оптинскому старцу Нектарию перед его кончиной приехала духовная дочь. Когда она подошла к нему, старец благословил ее и сказал: «Тебе надо исповедоваться, над тобой туча бесов!» Вот кого привлекают к нам грехи[2].

Люди измучены проблемами, которые сами себе создали своими грехами, однако, не идут в церковь на исповедь к духовнику, который может им дейст­вительно помочь, но заканчивают тем, что «исповедуются» у психолога. А ведь в Таинстве Исповеди действует Благодать Божия и человек освобождается от греха. После правильной исповеди пропадают смущение, озлобленность, душевная тревога, и приходят тишина, умиротворение. Это доброе изменение настолько заметно даже внешне, что люди могут убедиться в этом, если сфото­графируются до исповеди и после нее.

Каждый православный священник, раз он облачен в епитрахиль, обладает божественной властью. Он совершает Таинство Исповеди, и когда читает над покаявшимся разрешительную молитву, Бог стирает грехи, в которых тот поисповедовался с искренним покаянием.

Некоторые не идут на исповедь, говоря: «Раз я могу снова впасть в тот же самый грех, чего ради я пойду исповедоваться?» Это неправильно. Всё рав­но, что солдат, получив рану в бою, сказал бы: «Раз война еще не кончилась и меня снова могут ранить, зачем я буду перевязывать свою рану?» Если падая и пачкаясь в грязи, мы не очищаем свою душу исповедью, оправдывая себя по­мыслом, что мы снова упадем и снова испачкаемся, то засохшие слои нашей грязи покрываются все новыми и новыми грязными слоями.

Кто несправедливо поступил с человеком или ранил кого-то своим пове­дением, должен сперва пойти к обиженному им, смиренно попросить у него прощения, помириться с ним, а затем уже исповедоваться. Иначе его душе не­возможно прийти в мирное состояние, потому что человек в этом случае не смиряется. Если же обиженный нами человек находится далеко или не распо­ложен к примирению, будем молиться, чтобы Бог умягчил его сердце, и он не держал обиды на нас.

Если человек не исповедует каких-то из своих грехов сознательно, то за эти грехи будет мучиться в жизни иной.

Сегодня самое необходимое для людей — это найти духовника, исповедо­ваться ему, доверять ему и советоваться с ним. Если, имея духовника, люди устраивают свою жизнь так, чтобы в ней находилось место молитве и чтению духовных книг, если они ходят в храм, причащаются, тогда в этой жизни им нечего бояться[3].

[1] «Чин общей исповеди». Составлен архиепископом Сергием (Голубцовым).

[2] Архимандрит Иоанн Крестьянкин. «Опыт построения исповеди»

[3] Старец Паисий Святогорец. Слова. т.III «Духовная борьба», с.273-329.

просмотров (1587)